Креативная архитектура – для личного пользования?


 

Многие выдающиеся архитекторы 20-го столетия стремились превратить свои творения в продукцию массового пользования. Каким должен был быть такой дом? И чем это гениальное архитектурное творение отличается от обычного строительства домов по индивидуальному заказу?

Прежде всего все творения гениальных архитекторов, рассчитанных на массовое пользование, отличались своеобразной формой. Так шел поиск оптимальной независимой конструкции, приспособленной для жилья. В итоге для массового пользования могла быть предложена и полупрозрачная капсула своеобразной формы, и даже некое подобие летающей тарелки.

Упакованный дом немецкого архитектора Гропиуса

креативная архитектура

Первые попытки разработать универсальный дом для личного пользования сделали в 1942 году немецкие архитекторы Вальтер Гропиус и Конрад Ваксман. Они назвали свое творение Упакованным домом (Package house system). Идея его создания базировалась на принципе массового изготовления модульных конструкций для строительства обычных жилых домов. Но если в массовом производстве такие конструкции пользуются спросом до сих пор, то гениальная идея Гропиуса не нашла отклика в массах. Было продано всего 200 экземпляров подобных домов.

Куполообразные дома Ричарда Фулера

креативные идеи архитектуры

Следующий эксперимент чуть позже провел американский архитектор Ричард Фулер. С 1944 по 1947 он работал над созданием сборного дома под названием Wichita House (или дом для жилья). Он напоминал оригинальный шатер из алюминиевых пластин. У этого проекта мог быть и коммерческий успех. По крайней мере уже нашлась фирма, готовая начать массовое производство таких конструкций. Но сам архитектор решил доработать свой проект до полного совершенства. Спонсоры ждать не стали. И проект закрылся.

Но изобретательный архитектор не остановился на этом проекте и уже в 1949 году создал концепцию нового куполообразного дома с геодезическим куполом, который до сих пор относится к самым удачным примерам создания архитектурного творения как продукта массового пользования. Свойства куполов живо интересовали архитектора, благодаря своим куполооброазным постройкам он и вошел в историю.

Дом из кубиков от Джорджа нельсона

В 1951 году приятель Фулера, архитектор Джордж Нельсон, разработал собственный проект Экспериментального дома, который должен был собираться из кубических блоков размером 30 на 30 см. Это давало большой простор для экспериментов с формами дома. В целом специалисты позитивно отозвались о новой идее дома. Но массы вновь не откликнулись единодушным спросом. Зато представители нью-йоркского музея современного искусства заявили, что эта конструкция превосходит все предыдущие по техническому исполнению.

Дом как летающая тарелка

креативные идеи в архитектуре

В дальнейшем все креативные идеи архитекторов по созданию универсальной конструкции дома как готового продукта также были востребованы только как экспонаты музея. Так, например, в 1957 году архитекторами Ричардом Гамильтоном и Мартином Гуди был спроектирован Дом будущего. Он стал экспонатом выставки Земля завтрашнего дня, организованной в Диснейленде.

Этот дом состоял из четырех пластиковых элементов, которые вместе собирались в некое подобие капсулы. Такое же таблеточное сооружение появилось в 1970 году, благодаря гениальным разработкам финского архитектора Матти Сууронена. Его пластиковый Дом Futuro был конструкцией, готовой быть в выпущенной в массовое производство. Это было некое подобие гигантской таблетки, поставленной на каркас из стальных труб. Этот дом был просторным, но легким. Его можно было перенести на вертолете в любое место земного шара.

Но несмотря на то, что все эти архитектурные идея вошли в историю, стать продукцией массового использования им так и не удалось. Все-таки сознание основной массы достаточно консервативно. И далеко не каждый готов поселиться в футуристическом доме, похожем на летающую тарелку.

,